«Масонское» золото России

mason-gold2
Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterPin on PinterestShare on RedditShare on Tumblr

У каждой страны есть свои традиционные нумизматические символы, со своими особенностями и секретами. Иногда один и тот же символ видоизменяется, приобретает новые черты и вместе с тем новый смысл. Сегодня речь пойдет об изображении орла с опущенными крыльями, (без традиционных символов власти в лапах), которое встречается в отечественной истории дважды: в Российской республике (Временное правительство) на так называемых «керенках» и не так давно в Российской Федерации.

Об особенностях этого символа писал Герольд Щетинин, председатель Московского Нумизматического общества: «Это изображение двуглавого орла без атрибутов царской власти использовалось в качестве герба Временного правительства после Февральской революции. Его автор – художник Иван Билибин. Кстати, похожее изображение орла было на печати великого князя Ивана III. Когда Банк России в 1992 году начал выпускать новые монеты, государственная символика ещё не была утверждена. И за основу решили взять именно этот рисунок. Так что его правильнее считать эмблемой Банка России, а не государства».

1

Орел на керенках

Для нас малоизучен первоисточник орла на «керенках», от «керенок» и на наших рублях. Этот первоисточник – орел, который впервые в нумизматике (до этого примерно такие же были, но в сфрагистике, которая изучает печати и оттиски) получает опущенные крылья в лапах которого не традиционные скипетр и держава. И это на монетах периода правления Александра I и Николая I.

Большая часть нумизматов, геральдистов и историков называют такие символы «масонскими», поскольку они похожи на символику «вольных каменщиков». Даже в произведении Льва Толстого «Война и мир» часто встречается словосочетание «масонский пятак».

История появления этих знаков на монетах неизвестна.

Чеканились «масонские» монеты с 1817 по 1843 год в разных номиналах и из разных металлов (из меди, серебра, золота, некоторые нумизматы относят к «масонским» еще и платиновые монеты).

К сожалению, по этим монетам, помимо каталогизированных сведений (вес, металл, диаметр и т.д.), данных больше нет. Американский нумизмат из семьи русских эмигрантов Г.М. Северин дал описание всех известных видов монетной чеканки Российской Империи с 1701 до 1911 год. Его каталоги стали первыми действительно научными нумизматическими изданиями, но в них нет объяснения значений изображенных символов и данных по их появлению. Василий Васильевич Узденников, нумизмат с мировым именем, крупнейший специалист по русской нумизматике императорского периода констатирует, что отсутствие научно обработанной базы служит причиной того, что мы до сих пор не имеем полного представления об истории русского денежного обращения XVIII–XX в.в.

У так называемых «масонских монет» в зависимости от металла различался реверс. У полуимпериалов (5 рублей, которые на тот момент были только золотыми) реверс был с информацией о количестве содержания металла, а номинал был размещен на аверсе, в то время как у остальных «масонских» монет номинал по всем правилам был именно на реверсе. Независимо от металла, на реверсе изображались обозначения монетного двора, например С.П.Б. (Санкт-Петербургский монетный двор), а по кругу монеты – лавровый венок, увенчанный короной.

На аверсе этих монет изображен традиционный двуглавый орел с опущенными крыльями. В лапах орла вместо самодержавных регалий – скипетра и державы – располагаются молнии Перуна (их называют «Зевесовы»), венок, фасции или ликторский пучок, а также несвойственные российским монетам ленты. Указывался также год выпуска монеты и знак минцмейстера, например ФГ (Федор Гельман).

 3

5 рублей (полуимпериал) 1817 года – первая «масонская» монета. 

На аверсе: собственно номинал – 5 рублей (полуимпериал), под номиналом орел (на груди которого герб Московского княжества). Под этой символикой идут знаки минцмейстера – ФГ, т.е. Федор Гельман. Под знаками минцмейстера расположен год – 1817 в данном случае. 

На реверсе: по именному указу от 14 февраля 1817 года о начале чеканки 5 рублей из 1 фунта золота 88 пробы – 312 руб. 88/9 коп., после которого и началась чеканка данного империала 1817 года с пробой в 1 золотник 39 пробы, значения отображены на реверсе. Под пробой – монетный двор, в данном случае, С.П.Б.

Первая такая золотая монета-полуимпериал была выпущена в 1817 году, а массовое производство началось с 1830 года. Сначала выпускали серебряные монеты достоинством в 5, 10, 20, 25 копеек и полтину, а также золотые – по 5 рублей. В 1826 году орел с опущенными крыльями появляется и на серебряных монетах всех номиналов: на груди у него московский герб, в лапах ликторский пучок, факелы и лавровый венок; перуны («Зевесовы» молнии) здесь отсутствуют и остаются только на медных монетах.

Нумизматы причисляют к «масонским» монетам и платиновые, которые стали выпускать с 1840-ых годов. «Масонскими» их называют потому, что они чеканились в одно время с другими «масонскими» и также были необычны: крылья орла подняты, на них размещены шесть местных гербов – казанский, астраханский, сибирский, польский, херсонесский и финляндский. Новое оформление монет должно было помочь населению отличать новый металл от гораздо более привычного серебра.

В январе 1830 года Николай дает министру финансов Е.Ф. Канкрину устное указание «о сделании на золотых и серебряных монетах орла как на платиновых». Поэтому с 1832 года серебряные и золотые монеты с «масонским» орлом перестают выпускать, этот орел остается только на меди, но в слегка измененном виде: на обеих головах орла теперь короны, а в когтях – перуны, символы верховной власти.

«Масонские» монеты чеканились на двух монетных дворах: Санкт-Петербургском и Екатеринбургском. На Екатеринбургском чеканились только медные монеты; здесь же в 1839 году были выпущены последние «масонские» монеты.

4

10 копеек 1833 года. На аверсе: тот же самый орел, что и на 5 рублях (полуимпериале) и 25 копейках. Под символами также знаки минцмейстера – это ФХ, т. е. Федор Хвощинский. Ниже идет год – 1833. На реверсе: номинал, 10 копеек. Далее монетный двор – Е.М. (Екатеринбургский монетный двор).

Итак, на монетах в лапах орла вместо привычных скипетра и державы располагаются молнии Перуна («Зевесовы»), венок, фасции или ликторский пучок и не свойственные России ленты.

Фасция, именуемая также ликторским пучком, представляет собой перевязанную кожаными ремешками связку березовых или вязовых прутьев с выступающей из ее центра секиры на древке. Фасция была знаком властных полномочий высших лиц Римской республики, так как прутья применялись по их распоряжению для телесных наказаний, а вложенная в них секира – для исполнения смертных приговоров. Поэтому фасция стала символом исполнительной власти, правосудия, наказания, превосходства государства над личностью. Впрочем, консулы и преторы пользовались неограниченной властью только за пределами Рима, а перед вступлением в Вечный город секиры удалялись из ликторских пучков, так как внутри Рима высшей инстанцией для вынесения смертных приговоров признавался римский народ. У маcонов фасции символизируют власть и полномочия, или «силу в единстве».

Лавровый венок обозначал победителя и олицетворял победу в греко-римской культуре, а молнии Зевса (перуны) употреблялись как символическое обозначение воинов, сражения и звуков битвы.5

25 копеек 1830 года. На аверсе: орел. Под символами также знаки минцмейстера – это НГ, т. е. Николай Грачев. Ниже идет год – 1830. На реверсе: номинал– 25 копеек. Далее монетный двор – С.П.Б.

Эти символы Римской Империи стали использовать французские революционеры в конце XVIII века при зарождении и становлении Республики, как бы уподобляясь Римской Империи и ее достижениям. Французские революционеры, например, Мирабо и Робеспьер, были масонами, так же как и философы Вольтер, Кондорсе, Дидро, Монтескье и Руссо, идеи которых и подготовили Великую французскую революцию 1789 года.

После подавления революции к власти приходит Наполеон, время правления которого было периодом настоящего расцвета масонства. Эти символы применялись также при Французской монархии вплоть до Наполеона III.

В бонистике (занимающейся изучением бумажных денег) с 1818 года также использовался подобный орел. Связан он во многом с Я.Я. Рейхелем, который участвовал в учреждении Экспедиции заготовления государственных бумаг и в 1818 году занял в ней должность директора технического отдела, однако по времени, он, разумеется, не мог быть автором новых символов.

Также, многие из нумизматов говорят о том, что чеканка масонских знаков на российских монетах может быть связана с работой на монетных дворах иностранцев, долгое время монополизировавших эту область (только при Екатерине II на монетных дворах появилось множество русских). Однако обучением минцмейстеров занимались все же иностранцы, и, возможно, вместе со знаниями новые специалисты усваивали европейский склад мышления, включая масонские идеи, что могло отразиться на внешнем виде монет.

Минцмейстер отвечал за создание знаков и чеканку монет. В эту работу не мог вмешиваться никто, за исключением расходного казначея, поставлявшего металл для изготовления монет и получающего готовые монеты.

Минцмейстерами Санкт-Петербургского монетного двора были Федор Гельман, Павел Данилов, Михаил Федоров, Николай Грачев, Павел Ступицын, а Екатеринбургского – Федор Хвощинский, Николай Алексеев и Константин Томсон. Монеты только одного номинала выпустили Федор Гельман – 5 рублей золотом, Павел Ступицын – 1 копейку медью, Константин Томсон – 5 копеек медью. Николай Грачев выпускал монеты только из серебра и из платины, Павел Данилов – только полуимпериалы из золота. Федор Хвощинский и Николай Алексеев работали только с медью.

Если судить по фамилиям, то вряд ли эти люди были иностранцами, однако о них нет никакой биографической информации. Минцмейстер следил за работой монетного двора, на котором действительно могли работать иностранцы, но простые рабочие, разумеется, не могли влиять на решение о том, какие знаки чеканить на монетах.

Перед тем, как начиналась чеканка монет, выходил указ императора. В 1817 году вышел именной указ от 14 февраля о начале чеканки 5 рублей из 1 фунта золота 88 пробы – 312 руб. 888/9 коп., после которого началась чеканка данного империала 1817 года с пробой в 1 золотник 39-ой пробы.

В 1828, 1829, 1830-ых годах выходили именные указы о чеканке монет из платины. Непосредственно после выхода документа началась чеканка данных монет.

В 1832 году вышел именной указ от 1 июня о чеканке монет всех номиналов, и после этого указа Федор Хвощинский начинает чеканить медные монеты в размере 36 рублей из 1 пуда меди на Екатеринбургском дворе.

6

Военные знамена от 1817 года, когда появилась первая «масонская» («ампирная») монета

Не всегда император издавал именные указы о выпуске монет, чаще всего этим занимался министр финансов. Когда в 1817 году выпускалась первая масонская монета, министром финансов был Дмитрий Александрович Гурьев, а сразу после него с 1823 года по 1844 год – Егор Францевич Канкрин. Сведений о том, что они состояли в масонских ложах, нет, равно как и сведений о том, что именно Минфин, а не император выпускал указ и наоборот.

В первых десятилетиях XIX в. основным стилем архитектуры и декоративно-прикладного искусства был ампир. Он возник во Франции в период правления императора Наполеона I. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величия и мощи государства. Это нашло выход в монументальных архитектурных сооружениях, военной эмблематике в архитектуре, деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы, факелы, стилизованные доспехи и т. п.).

Ампир развивается в российском искусстве под влиянием наполеоновской Франции в годы правления Александра I. При нем приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым и модным явлением, а в начале XIX века Россия увлекалась французской культурой. Так, для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира». Распространению этого стиля способствовали и победы России над Наполеоном в войне 1812–1815 гг. – имперский стиль стал олицетворять торжество государственности, монархической власти, должен был продемонстрировать властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвертым Римом).

Военные победы в Отечественной войне 1812 года находили выражение в сооружении триумфальных арок и мемориальных колонн: Казанский собор, Адмиралтейство, Александринский театр, ансамбль Васильевского острова и Дворцовой площади. Распространению стиля ампир могло способствовать и то, что Александр I увлекался масонскими идеями.

Ампир наложил свой отпечаток и на изображение герба. Наряду с традиционным изображением (крылья орла подняты, в лапах – скипетр и держава, над орлом три короны, на крыльях расположены гербы некоторых земель, вокруг щитка с Георгием – орденская лента) возникло и другое, на котором двуглавый орел стал похож на французского орла. Вместо скипетра и державы он держал в правой лапе пучок стрел, факел и ленту, а в левой – венок и ленту. Щиток на груди орла приобрел необыкновенную форму, а орденская цепь исчезла. Титульные гербы на крыльях также отсутствовали. Часто орел изображался с одной короной и его крылья были опущены вниз (распластаны). В стилистическом плане этот герб был итогом влияния французского ампира, а в плане гербоведческом – отражением прусской практики использования официальных знаков власти, вольно варьирующих элементы герба. Такого орла в России изображали на официальных документах, монетах, памятниках, даже военных штандартах.

10

Большой герб Российской империи, утвержденный в 1857 году по работе Б.Кене

На монетах Александра I и Николая I орёл с крыльями вниз (равно как и символы в лапах) не использовался в государственной печати – так что он имел полуофициальный статус. Официальным был имперский орел с поднятыми крыльями и со скипетром и державой в лапах, который чеканился в это же время и присутствовал на печати. 

Впервые «ампирный» орел появляется на золотых пятирублевых полуимпериалах 1817 года. Чеканка золотых монет возобновилась после двенадцатилетнего перерыва в правлении, и именно полуимпериал на долгое время становится единственным золотым номиналом.

Под конец царствования Николая I негербовая версия государственного орла постепенно вытеснялась гербовой – официальной.

Итак, необычный орел на российских монетах первой половины XIX в. свидетельствует об изменениях российского герба, о поиске того варианта, который действительно отображал бы основные идеи российской государственности под влиянием новых факторов и событий. Так, увлечение Павла I рыцарством привело к тому, что на российском гербе появились мальтийский крест и корона. Мистические настроения Александра I способствовали тому, что в Петербург начали приезжать различного рода иностранные проповедники и мистики. Европейские мистические учения создавали благоприятную почву для развития масонской теософии, однако в консервативную часть своего правления Александр I издал указ от 1822 года под названием «об уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Такой же запрет был повторен Николаем I в 1826 году.

Масонские знаки появляются в символах новой республики, которую стали создавать победители Великой французской буржуазной революции. К примеру, ликторский пучок стал первой эмблемой Французской Республики после отмены французского королевского герба. Вместе с ветвями дуба и оливы, символами достоинства и славы государства, фасция (ликторский пучок) была помещена на синем овале герба Французской Республики. В наполеоновской Франции возник и получил распространение стиль ампир, вобравшийся в себя масонские знаки. А так как в России была мода на французскую культуру, то неудивительно, что и у нас получает распространение этот стиль. И вот уже «ампирный» орел, схожий с французским, появляется на российских монетах.

В правление Николая I, известного противника всего западного, монеты с масонскими знаками выпускались в большем количестве, чем при Александре. Николай I просто следовал моде на ампир, но опущенные вниз крылья орла вызывали нарекание общества: «дескать, Россия не возвышается, а опускает крылья».

Работа над гербами продолжилась дальше, ведь не зря Николай I пригласил знатока геральдики немца Бернгарда Кене. Под его руководством была проделана большая работа, и в 1857 г. Александр II утвердил три новых государственных герба – Большой, Средний и Малый. На этих гербах масонских знаков уже не было.

В заключение можно сказать, что при всех имеющихся данных, «масонские» монеты на деле правильнее называть«ампирными», так как символы на них появились именно под влиянием этого стиля, а особенности изображения орла были скопированы у французов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: