Мехабадская республика

kurdistan
Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterPin on PinterestShare on RedditShare on Tumblr

Термин «Курдистан» никогда не имел точных географических координат и появился сравнительно поздно – в XII веке, при султане Санджаре (1118-1157 гг.) из династии Сельджуков, в чье правление Курдистаном именовался вилайет с центром в крепости Бахар к северо-востоку от Хамадана.

В литературе этот термин впервые упоминается в 1310-11 годах, а в написанной в 1298 году книге венецианца Марко Поло, побывавшего в Азии в 1271-1295 годах, название Курдистан (или Кардастан) упоминается в числе восьми государств Персии. Вероятно, название «Курдистан» употреблялось в обиходе и до султана Санджара, но доказательств этому не найдено. Важно отметить, что наименование Курдистан на официальном уровне никогда не распространялось на всю территорию проживания курдов, а только на отдельные части этнического Курдистана.

Сегодня территория этнического Курдистана разделена между Сирией, Турцией, Ираком и Ираном, поэтому исследователи условно делят Курдистан на Восточный Курдистан (в составе Ирана), Западный Курдистан (в составе Сирии), Южный Курдистан (в составе Ирака) и Северный Курдистан (в составе Турции). Такое деление обусловлено не только разной экономической, политической, социальной ситуацией в разных частях Курдистана, но и невозможностью рассматривать процессы, происходящие в Курдистане, в отрыве от тех процессов, которые происходят в Турции, Ираке, Сирии и Иране.

1Великий Курдистан, как его видит большинство курдских националистов

В Исламской Республике Иран курды проживают в следующих останах (административная единица ИРИ): Курдистан, Илам, Западный Азербайджан, Керманшах, небольшая община в Восточном Азербайджане. По разным данным курды составляют от 7 до 10 процентов населения Исламской республики.

До Сирийской войны основная масса курдского населения Сирии компактно проживала в населенных пунктах севера и севера-востока страны: Камышлы, Джазира, АйнАль-Араб, Хемко, Деррика, Амудэ, Кобани. В городах Халеб, Хама, Дамаск и других существуют курдские общины. По разным данным, в Сирии проживает от 2 до 2,5 млн курдов, что составляет примерно 9% от населения страны.

Турецкие курды проживают в восточных (за исключением причерноморских) и юго-восточных провинциях Турции, граничащих с Ираном, Ираком и Сирией. Турецкий Курдистан имеет площадь приблизительно 225 000 кв. км., что составляет около 30% всей территории Турции и 47% площади всего этнического Курдистана. По приблизительным подсчетам, в Турции проживает от 15 до 18 млн курдов.

2Западный (Сирийский) Курдистан

В Ираке проживает примерно 6 млн. курдов (15-20% населения). Иракский Курдистан включает провинции Эрбиль, Сулейманию, Дохук. Кроме того, курды хотят включить в сферу своего контроля провинции Диала, Киркук и Ниневия.

Свыше 1,5 млн курдов проживает в странах Европы и Азии, а также на территории РФ. Большинство курдов исповедуют ислам суннитского толка, часть исповедуют шиизм (прежде всего курды, проживающие в Иране), а также алевизм, йезедизм и христианство.

Кроме курдов на территории этнического Курдистана проживают персы, арабы, турки, ассирийцы, туркмены, азербайджанцы, а также родственные курдам луры и бахтиары.

Курдский вопрос

Курдская проблема перестала быть только ближневосточной проблемой или только внутренней проблемой государств, где проживали курды, после Первой мировой войны, по итогам которой распалось три империи, и Османская была в их числе. Это дало возможность на самоопределение нетурецким народам, населявшим территорию бывшей Османской империи. Распад империи и борьба за национальные права происходили в сложной внешнеполитической обстановке, когда интересы держав-победительниц входили в противоречия с интересами народов, населявших бывшую Османскую империю.

3Мехабадская республика

Если нетурецкие народы хотели воспользоваться поражением Турции в войне для достижения независимости или хотя бы культурной и политической автономии, то Англия и Франция стремились утвердить своё влияние над важными в военно-стратегическом и экономическом плане владениями бывшей Османской империи, где большинство населения составляли курды и арабы. Кроме того, побежденная Турция всячески пыталась сохранить хотя бы некоторую часть своих владений. Она умело использовала противоречия между державами-победительницами и подкрепляла свою позицию военными успехами в борьбе с интервенцией.

На Парижской мирной конференции в 1919 году британская делегация представила резолюцию, где относительно судеб бывших народов Османской империи говорилось следующее: «По тем же причинам, и в особенности из-за плохого управления турками в течение всей истории подвластными народами, и страшной резни армян и других народов в недавнем прошлом, союзные и неприсоединившиеся державы согласились, что Армения, Сирия, Месопотамия и Курдистан, Палестина и Аравия должны быть полностью отделены от Турецкой империи».

В феврале-марте 1919 года армянская и курдская делегации поочередно выступили перед представителями держав-победительниц с докладами, которые были призваны помочь державам-победительницам составить полное представление о сути обсуждаемых ими проблем. Эти доклады отличались максимализмом и не отражали реального положения, что объективно не способствовало эффективному обсуждению.

4Парижская мирная конференция, немцы подписывают договор

Позиция большинства курдов на переговорах представлена не была, более того, она и не могла быть представлена. На роль выразителей интересов курдского движения в тот период претендовали Общество возрождения Курдистана, Общество социальной ассоциации, Курдская народная партия и др. Все эти организации были малочисленны и не пользовались поддержкой в самом Курдистане, с ними не считались ни Турецкие власти, ни союзники. Это были не более чем самоназначенные «выразители» воли курдского народа.

На конференции в Сан-Ремо (апрель-май 1920 года) страны-победительницы подготовили условия мира и предоставили их Стамбулу. Для смягчения условий Турция образовала комиссию по контрпредложениям, в которую ввели также трех представителей «национальных меньшинств», чтобы создать впечатление «единства турок и нетурок» в этом вопросе. Среди этих представителей «национальных меньшинств» был курд, задачей которого было содействовать намерению турок оставить Курдистан в границах Турции. Контрпредложения турок были ожидаемо отвергнуты.

Наконец, 10 августа 1920 года близ Парижа между султанским правительством Турции и странами, победившими в Первой мировой войне, был подписан Севрский мирный договор. В его основу легли условия договора Сайкс-Пико и решения в Сан-Ремо. Договор состоял из 13 частей и 433 статей. По его условиям Турецкая империя лишалась всех нетурецких территорий; Англия получила в качестве подмандатных территорий Ирак и Палестину, Франция – Сирию и Ливан.

5Османская империя рушилась. Греческий плакат, посвященный восстановлению исторических границ Греции

Договор предусматривал отказ Турции от всяких претензий на страны Аравийского полуострова и Северной Африки, признание протектората Великобритании над Египтом; Италия получала Додеканезские острова в Эгейском море, Греция – часть Фракии, полуостров Галлиполи и Измир. Режим проливов переходил под контроль международной комиссии. Турция признавала Армению как свободное и независимое государство.

В договоре специальный III отдел был посвящен Курдистану. Статьи 62, 63, 64 представлены под названием «Курдистан»:

«Статья 62 – Комиссия из трех членов по назначению Великобритании, Франции и Италии, находящаяся в Константинополе, приготовит в течение 6 месяцев положение о местной автономии для преобладающего курдского элемента, расположенным к востоку от Евфрата и к югу от южной границы Армении. При отсутствии единогласия в среде комиссии, вопрос решают сами соответствующие правительства. Одновременно должны быть выработаны полные гарантии для защиты ассиро-халдейских и других этнических и религиозных меньшинств внутри упомянутых выше областей. С этой целью особая комиссия, в которую кроме представителей британского, французского и итальянского правительств должны войти еще и персидский и курдский представители, осмотрят и, если понадобится, исправят турецко-персидскую границу.

Статья 63 – Турция обязуется признавать и выполнять решения обеих этих комиссий в трехмесячный срок.

6Сервский мирный договор, так и не воплощенный в жизнь полностью

Статья 64 – Если через год курдское население указанных в ст. 62 областей обратится к Совету Лиги Наций и укажет, что большинство их жителей желает быть независимыми от Турции, а Совет Лиги признает последних способными к независимости, то Турция обязана отказаться от своих прав на эти области. Если в состав курдского государства захотят войти и курды Мосульского вилайета, то главные союзники не будут возражать против этого».

Однако Севрский договор так и не был реализован на практике. Великое национальное собрание Турции, созданное в 1920 году, отказалось ратифицировать этот договор. Военные успехи вооруженных сил Турции во главе с Мустафой Кемалем против интервентов заставили держав-победительниц уже в марте 1921 года заявить о готовности внести изменения по вопросу о Курдистане при условии, если Турция изъявит готовность отнестись благожелательно к местной автономии курдов и в должной мере обеспечит курдские интересы. Уже в марте 1922 года союзные державы в своих предложениях не настаивали на курдском вопросе.

На фоне этих событий официальные власти Турции активно заявляли о равенстве турок и курдов в новой Турции. Один из ближайших соратников Кемаля, Исмет Иненю, во время одной из дискуссий о Мосульском вилайете прямо заявил: «Турция принадлежит двум народам – туркам и курдам, которые равны перед правительством и пользуются одинаковыми национальными правами».

7Исмет Иненю

Всё это в итоге привело к тому, что турецким властям удалось исключить курдский вопрос с повестки мирной конференции в Лозанне, в решениях которой о Курдистане и курдах не было сказано ни слова. Был найден путь отступления от условий Севра, удобный как для турок, так и для держав-победительниц. Когда на конференции зашла речь о курдском вопросе, в Великое Национальное Собрание Турции был направлен телеграфный запрос. Мустафа Кемаль обратился к депутатам-курдам по этому вопросу – все они единогласно высказались за единство курдов и турок.

Несмотря на то, что Севрский договор не был осуществлен, он имеет очень важное, переломное значение в истории курдского народа в борьбе за независимость. Севрский договор – первый международно-правовой документ, признавший права курдов как самостоятельного этноса и их страну как субъекта в международной политике. Следующим шагом на пути строительства национального государства курдского этноса стала борьба за контроль над территорией и формирование собственных органов власти. Первая попытка построения национального курдского государства была осуществлена в Иране.

Мехабадская республика

После Второй мировой войны курдское национально-освободительное движение было политически слабым и раздробленным. Оно представляло собой множество движений различного толка, преследующих разные, иногда противоположные цели и очень редко координирующих совместные действия. На правом фланге находились племенные вожди и религиозные авторитеты (шейхи), некоторые из которых соглашались поддерживать центральную власть в обмен на возвращение им ряда отнятых феодальных привилегий по отношению к подвластным племенам, как это произошло в Турции.

8Флаг Мехабадской республики

«Курдская лига» в Ираке, куда входили части курдской интеллигенции, чиновников, военных, получивших европейское образование, выступала за просвещение курдов и приобщение их к западной культуре. «Курдская лига» стремилась к объединению и достижению самоопределения парламентским путем, боролась за культурную автономию курдов в рамках Ирака.

На левом фланге политических сил находились созданные в 40-х годах Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК), Демократическая партия Курдистана (ДПК-Ирак), Курдская секция Коммунистической партии Ирака и Курдская группа в Сирийской Коммунистической партии.

Для нас интересна деятельность прежде всего Демократической партии Иранского Курдистана (ДПИК), так как именно эта партия во главе с Кази Мохаммедом образует в курдских районах Ирана де-факто независимое государство – Мехабадскую республику.

ДПИК возникла в конце 1945 года на базе партии «Жизнь Курдистана» и ставила целью достижение автономии для курдов Ирана, а впоследствии объединение всех частей Курдистана в суверенное государство.

10Кази Мохаммед

К концу 1945 года ДПИК приобрела значительную популярность среди разных слоев курдского общества – её членами были крестьяне, рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция, землевладельцы и представители знати и купечества. Печатным органом партии стала газета «Курдистан». Возглавил партию Кази Мохаммед. Выдвижение именно его в лидеры иранских курдов объясняется целым комплексом причин: во-первых, он происходил из богатого и влиятельного аристократического рода племени дебокри; во-вторых, за главой семьи Кази иранским правительством было закреплено право на пост судьи в городе Мехабад, который и унаследовал Мохаммед после смерти дяди. В-третьих, пост судьи он совмещал с исполнением обязанностей мехабадского градоначальника. Кази Мохаммед получил приличное для своего времени образование и владел несколькими языками: турецким, английским, арабским, персидским.

8-25октября 1945 года в Мехабаде состоялся первый съезд ДПИК, на котором была выработана, а потом издана декларация, послужившая основой для программы партии. Эта программа была опубликована в декабре того же года, в ней провозглашался курс на борьбу за автономный Курдистан в рамках Ирана. Партия выступала за объединение районов компактного проживания курдов в отдельную территориальную единицу с автономным статусом.

В курдских районах Ирана уже несколько лет власть принадлежала курдам. Это объясняется тем, что со вступлением в Иран советских и английских войск в августе 1941 года курдские районы покинули иранские власти, войска и жандармерия, место которых заняли органы курдского самоуправления, не признающие какой-либо контроль со стороны центральных властей в Тегеране. Поэтому было принято решение образовать в Северо-Западном Иране «свободный район» – Мехабадскую республику.

11Провозглашение Мехабадской республики

Это было логичное продолжение процесса, начатого после фактической утраты Тегераном контроля над курдскими территориями (идентичные процессы происходили в Иранском Азербайджане). Следующим шагом было создание независимого правительства курдской области в Мехабаде и объединение с ним соседних районов на севере и на юге.

24 января 1946 года во время массового митинга в Мехабаде, в котором участвовали представители делегации всех районов Иранского Курдистана, было объявлено о создании Курдской автономной области с центром в Соуджбулаке (Мехабаде). В ее состав вошли районы Мехабада, Ушну, Мергавера, Тергавера, Серешта, Бане и другие. Правящей партией курдских районов Ирана была объявлена Демократическая партия Иранского Курдистана. Главой автономии стал Кази Мохаммед.

Практическая деятельность правительства новой республики была направлены на реализацию культурной автономии: вся система образования переведена на курдский язык, литература издавалась на курдском языке. Были приложены усилия для поощрения курдского предпринимательства.

12И это тоже провозглашение 

В Мехабаде и других городах была создана национальная гвардия, а также регулярные армейские подразделения, которые возглавил Мустафа Барзани – авторитетный военачальник восстания иракскик курдов (1931-1932 годов). Кроме того, незадолго до образования Мехабадской республики он сам поднял восстание в Иракском Курдистане, которое продлилось с 1943 по 1945 годы. После подавления этого восстания Барзани покинул Ирак вместе со своим племенем (10 тысяч человек, из которых только 2 тысячи вооруженных мужчин) и примкнул к Мехабадской республике.

Хотя в статье 6 программы ДПИК отмечалось, что партия «не имеет враждебных намерений и не находится в оппозиции» к правительству Ирана, присутствие Барзани и его отряда на территории Иранского Курдистана стало поводом для властей подозревать курдов в сепаратизме.

Несмотря на свою активную поддержку национальных организаций иранских азербайджанцев в их стремлении создать свое национальное образование, руководство СССР не воспринимало всерьез автономию курдов. Более того, оно давало заверения союзным державам, что не будет поддерживать курдов. Еще в разгар войны В.М. Молотов заявил о своем отрицательном отношении к курдскому движению как к «феодальному» и «агентурному».

13Мустафа Барзани

Советские руководители отказались обсуждать так называемый иранский вопрос на Московском совещании в декабре 1945 года, заявив, что события в Иране у границ СССР являются внутренним делом Ирана, и советское руководство не будет вмешиваться в них. На практике советские ведомства в Иране выступали посредниками между курдами и иранскими властями, а также между курдами и азербайджанцами, конфликты с которыми все более обострялись.

Границы автономного района не распространялись на районы смешанного проживания курдов и азербайджанцев, где влияние ДПИК было слабым, но там стали возникать конфликты по поводу вхождения этих районов в Курдскую или азербайджанскую автономии. Нередко происходили стычки между враждующими сторонами.

Все попытки решить проблему разграничения полномочий между курдскими и азербайджанскими автономиями путем переговоров не увенчались успехом. Руководство ДПИК пыталось сдерживать «горячие головы», которые выступали за эскалацию конфликта с азербайджанцами. В руководстве партии хорошо понимали, что азербайджанская автономия – их единственный союзник в случае столкновения с Тегераном.

Азербайджанское правительство не только претендовало на некоторые районы Курдской автономии, но и рассчитывало включить её полностью в зону своего контроля. Обосновывались эти претензии существующим на тот момент территориально-административным делением, согласно которому Мехабадская республика входила в провинцию Западный Азербайджан. Азербайджанское правительство активно привлекало курдов к административной работе и в меджлис (парламент), а также предлагало создать совместные вооруженные формирования во главе с Мустафой Барзани.

14Иранский премьер-министр Ахмад Кавам 

В апреле 1946 года представители Азербайджанской республики в ходе переговоров с премьер-министром Ирана Ахмадом Кавамом, в присутствии посла СССР в Иране И.В. Садчикова, пришли к соглашению, по которому курдские районы, контролируемые ДПИК, входят в состав Азербайджанской республики. В то время, когда азербайджанские демократы добились легализации своего статуса, правительство Кази Мохаммеда не было официально признано Тегераном. Курды получили статус меньшинства только в рамках автономного Азербайджана – такое положение не могло их устроить.

После того, как в мае 1946 года СССР под давлением США и Великобритании вывел свои войска из Ирана, дни молодой курдской республики (как и азербайджанской) были сочтены. Уже в конце 1946 года под предлогом защиты интересов и безопасности граждан иранские власти ввели в автономные районы войска.

Несмотря на то, что Мустафа Барзани имел в своем распоряжении не только 2 тысячи бойцов своего племени, но и 8800 пехотинцев и 1700 всадников из местных бойцов, иранские войска не встретили практически никакого сопротивления. Отчасти это связано с тем, что местные отряды представляли собой племенные ополчения, а шейхи племен сразу после ввода войск перешли на сторону Тегерана.

Понимая бесперспективность сопротивления, политическое руководство республики не выразило воли к сопротивлению и решило сдаться. Сын Мустафы Барзани, Масуд, в своей книге об отце приводит нам воспоминания Мустафы о последней встрече с Кази Мохаммедом, «последняя встреча двух курдских лидеров»:

15Кази Мохаммед и Мустафа Барзани

«Я пришел к Кази Мухаммаду и спросил его о дальнейших планах. Он ответил, что хочет пожертвовать собой, чтобы спасти от смерти население Мехабада, и что он отдаст себя в руки иранских военных… Со слезами на глазах он произнес: «Опирайся только на своих бойцов. Все те, кто предали, уже спешат объявить о своей преданности иранским войскам. Опасайся вождей племен, которые при первой возможности избавятся от тебя…»

Я пытался убедить его покинуть Мехабад тоже, предлагал предоставить охрану и дал слово чести, что ради его спасения без колебаний пожертвую собой, поскольку он является символом нации. Я сказал ему, чтобы он не доверял обещаниям иранского правительства, не подобает, чтобы первый президент Республики Курдистан стал пленником врагов. Кази встал, поцеловал меня и сказал: «Молю Аллаха, чтобы он хранил тебя! Пусть моя жизнь станет жертвой за соотечественников и уменьшит жертвы, которым они подвергнутся». С этими словами он достал знамя Курдистана и вручил его мне, сказав: «Это символ Курдистана, вручаю его тебе, ибо тому, кто его хранит, сопутствует удача. Считаю тебя лучшим его хранителем». В атмосфере печали я простился и вышел».

Приведённое воспоминание вряд ли можно считать достоверным, но оно хорошо иллюстрирует роль Мехабадской республики и её руководства в национальном самосознании курдов. Республика просуществовала всего 11 месяцев и не имела каких-либо шансов выжить в тех непростых условиях. Даже самим своим появлением она была обязана не кровопролитной борьбе самих курдов, а удачной внешнеполитической конъюнктуре. Как только изменилась конъюнктура и советские войска ушли из Ирана, погибла сама республика, а ее руководство было казнено.

События вокруг Мехабадской республики остались внутренними процессами Ирана (за исключением участия в них  Мустафы Барзани и его племени барзан из Ирака) и никак не воздействовали на другие части Курдистана. В те годы основная масса курдов не имели представления о том, что  все они имеют некие общие интересы. Десятки мелких и крупных восстаний и движений, происходивших на территории Курдистана, ставили перед собой локальные, в лучшем случае региональные задачи в рамках своих стран,  а курдские районы соседних государств использовались только в качестве надежного тыла или места убежища.

В какой-то степени процесс формирования курдского национального самосознания идет до сих пор. Мехабадская республика и ее падение занимает важное место в этом процессе как первое в новейшей истории курдское национальное государственное образование.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Сергей Симак

    такое чувство что статья обрывается на середине

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: